У нефтяных компаний есть основания жаловаться президенту на повышение налогов, однако и позиции Минфина в данном случае обоснованы. О новом фискальном противостоянии в добывающей отрасли ФБА «Экономика сегодня» рассказал заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Главы крупнейших нефтекомпаний пожаловались президенту РФ на попытки Минфина изменить параметры налога на дополнительный доход (НДД). Крупнейшие компании считают, что предложенная Минфином корректировка налога и льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за десять лет приведет к снижению добычи нефти на 600 млн тонн, падению доходов бюджета на 4,5 трлн рублей и потере 35 тысяч рабочих мест. Владимир Путин поручил разобраться профильному вице-премьеру Юрию Борисову.
Письмо на имя главы государства подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, «Лукойла» Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Татнефти» Наиль Маганов и «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов. Минфин хочет компенсировать около 200 млрд рублей, которые бюджет недополучил в 2019 году от перешедших на НДД месторождений. Аргумент ведомства понятный: у топ-5 нефтяных компаний абсолютно не изменились инвестиции, прирост нулевой, а вот дивиденды за это время выросли в два раза — на 500 млрд рублей.
«Эта дискуссия не нова, и Минфин во многом прав – компании не намерены вкладывать больших средств в будущую добычу, а наращивают прибыли, — отмечает Белогорьев. – Но в данном случае стороны говорят на разных языках. Компании исходят из текущей ситуации, когда завершается большой инвестиционный цикл и подготовлено к разработке большое число новых месторождений. И они достаточно быстро могут быть введены в эксплуатацию после прекращения сделки ОПЕК+.
Но это цикл месторождений из 2010-х годов, в основу расчетов по которым принимались высокие мировые цены на нефть. Кроме того, компании рассчитывали на масштабные налоговые льготы со стороны государства, а сейчас они урезаны и предоставляются только одной компании всего на два проекта. Так что рост добычи нефти, к которому мы привыкли за многие годы, оказался под угрозой».
Минфин ищет источники денег для бюджета
По предварительным расчетам, основные потери из-за налоговых нововведений Минфина понесут «Газпром нефть» и «Роснефть» — их месторождения входят во вторую группу НДД с объемом добычи 26 млн тонн в год. Но в той или иной мере налоговые изменения отразятся на всех нефтедобывающих компаниях. Компании указывают, что Минфин вновь меняет фискальные правила, хотя обязался этого не делать как минимум пять лет. НДД водился в 2019 году.
Нефтяники полагают, что уже действующая система эффективна, и менять ее не стоит как минимум до 2024 года. По их расчетам, дополнительные инвестиции в месторождения, перешедшие на этот режим, составили 110 млрд руб. Дополнительные доходы бюджета за пять лет действия НДД компании оценивают в 180 млрд рублей. И указывают на целый ряд негативных для отрасли эффектов, если налоги повысить. В первую очередь якобы пострадает бюджет.
«Компании сильно сгущают краски, чтобы сберечь собственные доходы – немедленной катастрофы в случае налоговых перемен не произойдет. По всем расчетам, рост нефтедобычи в России продолжится как минимум до 2024 года, а по оптимистичным сценариям – и до 2026-го. Все потому, что условия для этого созданы заранее – компании нефтяной отрасли всегда планируют свою работу в среднем на десять лет вперед.
Однако реформа с введением НДД изначально носила фискальный характер – она призвана собрать как можно больше налогов, а не стимулировать развитие компаний, повышение уровня добычи. И усиление налогового давления приведет к тому, что существенная часть запасов, которые планировалось ввести в разработку, станет экономически невыгодной для разработки. Минфин и компании дискутируют, какие объемы „выпадут“ – у каждой стороны свои подсчеты», — подчеркивает Белогорьев.
Обрушение уровня добычи опасно для отрасли
Согласно приведенным в письме президенту данным, негативный экономический эффект от нововведений Минфина для экономики России может достигнуть 13 трлн рублей за десятилетие. При этом страна из-за снижения уровня нефтедобычи снизит долю торговли на мировом рынке – ее тут же заместит Саудовская Аравия. Такой аргумент в дискуссиях об уровне налогообложения отрасли привычно использует «Роснефть».
В то же время компании жалуются, что новая инициатива Минфина подразумевает отмену понижающего коэффициента к ставке НДПИ для выработанных месторождений. Льготы по выработанности — самые крупные во всей налоговой системе и распространяются более чем на 100 млн тонн ежегодной добычи. Даже в более благоприятных 2017—2019 годах Минфин пытался блокировать новые льготы для крупных нефтяных месторождений, и получать их удавалось только «Роснефти» — для Самотлора и нового арктического проекта «Восток ойл».
«Дискуссия вокруг сложившейся ситуации затянется. Нефтяные компании явно преувеличивают масштабы трагедии, а Минфин, в свою очередь, проблемы вообще видеть не хочет, полагая, что в итоге все будет хорошо. Но это не так. Нужно либо сохранять льготы по НДПИ, кое-где даже их расширяя, чтобы обеспечить компаниям объемы работы в условиях низких цен на нефть. Усиление НДД тоже станет негативным фактором.
Развязка дискуссии будет зависеть от мировых цен на сырье и ситуации с бюджетом страны. В отсутствии перспектив роста доходов позиции Минфина серьезно укрепляются. С другой стороны, появляется угроза резкого обрушения уровня нефтедобычи на горизонте 2026 года, а это уже опасно не только для бюджета, но и для добывающей отрасли. И Минфину все же придется признать существование этой
угрозы, а также принять ее во внимание», — заключает Алексей Белогорьев.
Источник: rueconomics.ru